Офицерские собрания Российской императорской гвардии
Новая временная выставка в Ратной палате музея-заповедника “Царское село” посвящена офицерским собраниям и их традициям. Среди экспонатов: картины и полковые книги; рисунок фельдшера Сороки; женский браслет в форме портупеи с морским кортиком; меню с “барашком по-бородински” и “щами гренадерскими”. Некоторые предметы выставлены впервые.
На экспозиции “Офицерские собрания Российской императорской гвардии” представлено около 400 предметов из собраний ГМЗ “Царское Село”, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и ряда частных коллекций. На церемонии открытия коллекционер и меценат Алексей Гнедовский передал в дар музею с десяток предметов конца XIX — начала XX века, включая наградную офицерскую шашку, датированную 1915 годом. Позднее они займут свои места в витринах Музея Первой мировой войны в Ратной палате.
Офицерские собрания с законодательно отрегулированными правилами и уставами известны в России с 1870-х годов. В дореволюционной России они являлись аналогом офицерских клубов, правда, с более сложной организацией и комплексными функциями. Они служили местом, где офицеры встречались, отдыхали и трапезничали.
“Гвардейские части гордились своими традициями, насчитывавшими десятки, а то и сотни лет, они сохранялись и культивировались именно в офицерских собраниях, — говорит начальник Военно-исторического отдела ГМЗ ‘Царское Село’ Дмитрий Клочков. — Особое внимание уделялось сохранению памяти о честно служивших в полку офицерах, командирах и шефах, а также о легендарных героях и выдающихся личностях, проходивших службу в этом воинском формировании. В залах офицерского собрания можно было увидеть целые портретные галереи и скульптурные композиции, посвященные им. Некоторые из портретов хранятся в нашем музее и вошли в эту экспозицию”.
Существование офицерских собраний сопровождали многочисленные правила этикета и церемонии. Они регламентировали практически всё, включая последовательность поднятия тостов на полковых праздниках и классификацию подарков, которые вручали уходящим в отставку офицеру. Эти памятные предметы, как правило, изготавливали лучшие отечественные мастера. На выставке привлекает внимание серебряная чарка в виде каски Лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка, выполненная в мастерских Карла Фаберже.
Помнили гвардейские офицеры и о своих венценосных шефах — императоре, императрице или членах императорской семьи. Вниманию публики представлены клычи (особый тип офицерской сабли) Лейб-гвардии 6-й Донской казачьей Его Величества батареи Гвардейской конной артиллерии, подаренные Николаю II и цесаревичу Алексею офицерами этого подразделения.
Несмотря на то, что офицерские собрания были исключительно мужскими клубами, военная атрибутика использовалась и в женских украшениях. Яркий пример — браслет, выполненный в форме портупеи с морским кортиком. Вероятная владелица — супруга офицера Гвардейского экипажа.
К началу XX века во многих гвардейских частях сформировались полковые музеи, составленные из военных реликвий, памятных подарков, редких документов, наград и скульптур, а также из коллекций живописи, посвященных боевой истории и мирной жизни полка. Они включали портреты полковых шефов и командиров. Некоторые из подобных произведений живописи впервые представлены на выставке.
“Особое значение в офицерских собраниях придавалось культуре праздничной трапезы, — рассказывает Дмитрий Клочков. — Она включала не только изысканные блюда и лучшее вино, богатую сервировку дорогим фарфором и столовым серебром, но и художественно выполненные меню и программы музыкального сопровождения. Богатейшую их коллекцию мы демонстрируем на выставке — эти вещи выставляются впервые. Только из них можно узнать о малоизвестных деликатесах русской и французской кухни того времени, о существовании блюд ‘Консоме Барятинский’, Potage Pierre le Grand (‘Суп Петр Великий’), ‘барашек по-бородински’, ‘щи гренадерские’, ‘спаржа-штык русский’, ‘мороженое царское’. Эти блюда характерны исключительно для ассортимента офицерских столовых определенных гвардейских полков”.
Выставленные в Ратной палате предметы сервировки из сервизов офицерских собраний Российской императорской армии украшены символами или аббревиатурой названия полков. На столовых серебряных приборах из гвардейских офицерских собраний, как правило, выгравированы имена членов собрания.
После начала Первой мировой войны офицерские собрания в походном варианте продолжали функционировать и на фронте. Изображение такого импровизированного собрания, сделанное в начале 1917 года фельдшером Сорокой из 70-го пехотного Ряжского полка, впервые представлено зрителям.
Февральская и Октябрьская революции в 1917 году разрушили многолетние традиции. Перестала существовать и Российская императорская гвардия. Многие ценнейшие полковые реликвии были утрачены, часть впоследствии распределили по советским музеям, многое вывезли за рубеж.
В эмиграции бывшие гвардейские офицеры пытались восстановить офицерские собрания, обычно в виде полковых или офицерских обществ. Но со смертью офицеров исчезло и большинство полковых объединений. Остались лишь документы и предметы этого периода, которые можно увидеть на экспозиции.
Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью ГМЗ “Царское Село”