Ольга Батыршина: “Я выбрала свой путь и планирую развивать его и идейно обогащать”
Фото из личного архива Ольги Батыршиной

Ольга Батыршина: “Я выбрала свой путь и планирую развивать его и идейно обогащать”

19 октября 2022

В 3120 Gallery проходит персональная выставка Ольги Батыршиной “Цементный сад”. Художница рассказала where.ru про тайны своего ремесла, что ждет посетителей экспозиции и о планах на будущее.

— Ольга, по образованию вы дизайнер пространственной среды. Как пришли к тому, что решили попробовать себя в роли художника?

— Да, моя учеба и деятельность тесно охватывали сферы архитектуры и дизайна: это привело к тому, что городская среда стала для меня не просто частью повседневной жизни, а новым объектом для художественного исследования, в том числе — я стала внимательнее относиться к городу, на более глубоком уровне понимать его устройство. Все-таки архитекторы — это больше про город, про что-то рукотворное, про то, что мы создаем сами. Я не только занималась дизайном, но и писала урбанистические пейзажи, преимущественно, спальных районов. Картины получались немного “депрессивными”: все-таки, в Петербурге зимой особый свет и цвет — его практически нет, город становится словно прозрачным. Работы получались монохромными, но при этом с особой эстетикой и настроением. Удивительно, но даже иностранцы, увидев их, находили в моей живописи что-то знакомое. В каждом городе есть спальные районы, которые не отличаются сильной выразительностью, но вместе с тем несут особенный, уникальный отпечаток места, в котором мы живем — это наша среда и мы привыкли в ней существовать, она наполняется нашими смыслами. Все же основной фокус моих работ показать обыденную для многих среду в уникальном свете, с новой стороны — как соотношение искусственного с природным. Скорее всего, мы, городские жители, уже не вернемся в лес или поле, хотя… Может кто-то и захочет, но их, будет, конечно же меньше. В последних своих работах я стала объединять нашу привычную среду с природой — урбанизм переплетается с растительностью, но это не про конфликт, а про симбиоз двух начал.

— Как начинающему художнику представить свои работы на выставке?

— Нужно много работать и что самое важное — найти себя, свой уникальный почерк. Когда появится возможность найти себя, произведения будут создаваться намного проще и легче — и, как итог, получится готовый продукт, а вскоре, может, оформится и целый проект, который заинтересует одну из выставочных площадок.

— Ольга, в 3120 Gallery открылась ваша персональная выставка. Для вас ведь это первая масштабная работа?

— Я принимала участие в нескольких групповых проектах, в том числе, в Новой Голландии, в музее “Эрарта”, у меня была одна выездная выставка. Также мои работы представлены в коллекции ЦСИ “Сияние” (Апатиты, Россия). А сейчас проходит моя первая большая персональная выставка, где я представляю итог своей деятельности нескольких лет и показываю несколько серий работ — живопись и объект. Это очень значимый этап в жизни любого художника. Перед открытием экспозиции я очень волновалась… До этого эти работы видели только мои друзья в мастерской. Конечно, в день открытия я испытывала много эмоций, ведь большое количество людей пришли посмотреть на результат моего творческого труда.

— А как вы сошлись с 3120 Gallery?

— Мой друг, Даниил Архипенко, известный художник, познакомил меня с основательницей 3120 Gallery. Ей понравились мои работы, поэтому мы решили сделать выставку. Спустя семь месяцев мы с гордостью и радостью представили ее посетителям.

— Название “Цементный сад” ваша идея?

— Да, моя. Почему-то мне вспомнился роман Иэна Макьюэна “Цементный сад”. Конечно, он не имеет отношения к экспозиции, но эта метафора отражает ее суть. В своих работах я обращаюсь к растительным темам: стволы и ветви деревьев, листья переплетаются с городом, и уже становится неясно, то ли урбанистическое проступает в природном, то ли наоборот. И мы сами, выйдя из леса, оказывается в новом лесу домов и новостроек — из цемента, электропередач и свай. Когда приходишь в выставочный зал, то ощущение такого сада создается как нельзя ярче.

— Ольга, вы сказали, что нужно найти свой стиль, а какой у вас?

— Я по натуре график, даже в институте мне говорили, что я не очень хороший живописец, но отлично владею техникой карандашного рисунка. Наверное, это зависит также от характера и темперамента: я очень скрупулезно ко всему отношусь и могу по пять часов сидеть и выписывать балки, окошки на зданиях. Мне нравится деталировка, это мое. Сначала в моих работах не было цвета, потом он потихоньку стал появляться — все-таки, черно-белая гамма может сильно ограничить. Я, если честно, не думала, что стану живописцем, но в какой-то момент в моих работах стал появляться цвет, заливка, смелость, я стала обращаться к новым живописным техникам, исследовать новые визуальные приемы… Начала экспериментировать и пришла к живописи. Так произошло мое становление как художника.

— Можно сказать, что ваши работы заставляют задуматься о проблеме необдуманного потребления?

— Конечно же в моем творчестве так или иначе затрагивается тема экологии. Но вместе с тем, я обращаю внимание на покрышки, балки, строительные ленты не потому, что их не утилизировали, а потому что они присутствуют в городе. В этом есть особенная эстетика, незамеченных, но вместе с тем ярких элементов урбанистической среды. Например, мы идем по улице и видим машины, колеса, гофрированные сетки — это, бесспорно, уже часть нашей жизни. Я вижу в этом свою прелесть и даже художественное очарование: кому-то нравится рисовать натюрморты — мертвую природу, а мне — окружающий нас мир, нашу повседневность, и в этом смысле такие элементы становятся для меня новым натюрмортом, который по природе своей искусственный и неживой. Это привлекает особенное внимание.

— Как вам кажется, мы придем к урбанистическому подходу, осознанному потреблению?

— Я очень на это надеюсь, мне кажется, что мы уже двигаемся в правильном направлении — пусть точечно, но человечество делает к этому шаги. У людей просыпается и развивается осознанность, мы стараемся делать свое пространство жизни более экологичным и безопасным для жизни наших и будущих поколений. Пространство влияет на человека, если ребенок родился в спальном районе и там же ходит в школу, то все, что он видит — дома-корабли, эта среда формирует не только определенные эстетические воззрения, но и этические — это, конечно, уже совсем другой вопрос. Что касается эстетики, если ребенок рождается в какой-то другой среде, видит атлантов, кариатиды — то у него формируется уже другая внутренняя гармония. А что касается урбанистики и жизни в городе, даже проводились исследования, которые доказывают, что окружающая среда влияет на образ жизни и мышление человека — поэтому дизайнеры и пытаются создавать классные здания. В Петербурге, кстати, с этим все хорошо — строят новые интересные районы, жилые комплексы.

— В ближайшее время планируете ли представить публике новые работы?

— Да, конечно. У меня уже есть новая серия работ, она о той же теме, но немного в другом “прочтении”. Развивая одну тему, неизбежно сталкиваешься с тем, что приходит вдохновение на новые идеи — и это очень воодушевляет и мотивирует. Первая персональная выставка и хороший фидбек от зрителей мотивируют двигаться дальше, продолжать работать. Я выбрала свой путь и планирую развивать его и идейно обогащать.

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5