Ольга Князева: “Я рифмую жизнь”
Мы встретились с Ольгой Князевой неслучайно. Однажды в сложный момент мне понадобился расклад на картах Таро. Уже тогда я понимала, что любая форма взаимодействия с вселенной — это огромная поддержка. Потом я узнала, что Ольга — поэт, победительница поэтического шоу “Читай”, и на ее стихи было поставлено иммерсивное шоу “Пробуждение”.
Натали Костенко
Ольга Князева тонко чувствует мир, наблюдает за природой, а там столько открытий: оказывается, когда гусеница забирается в кокон, чтобы стать бабочкой, она распадается на элементы, чтобы потом собрать себя заново и выйти из кокона прекрасной бабочкой. Стихи Ольги — это тоже трансформация. Человек, прошедший через шторм уже никогда не будет прежним. Это пробуждение к новой жизни…
— Ты словно из космоса. Как ты начала писать стихи?
— Действительно, я иногда называю себя духовным исследователем собственного космоса. Первые стихи я написала в 4 года про папу. Потом немного писала в подростковом возрасте, а после жизнь увела меня другими дорогами. Стихи снова вырвались наружу, когда я столкнулась с жизненными испытаниями. В психотерапии есть такой прием, как перенос собственных переживаний в текст, это даже метод исцеления. Многие поэты начинают писать именно в моменты эмоционального кризиса, а после уже трансформируют эту энергию в творчество.
— О чем твои стихи?
— Я рифмую жизнь, и стихи отражают всю её многоликость. Но чаще я пишу о духовном мире человека, ценностях, предназначении, любви к жизни и Богу.
— Как родилась идея спектакля “Пробуждение”?
— Я победила в поэтическом шоу “Читай!” от движения “Питерчитает”. И спектакль был главным призом за победу. Наша музыкально-поэтическая коллаборация с группой “Марсель” очень понравилась жюри. Ребята большие профессионалы своего дела, у нас был всего час на подготовку, и общими усилиями мы сотворили “попсовый хит”, как сказал Билли Новик, он был одним из судей. Я давно вынашивала идею сольного вечера и увидела в этом воплощение своих внутренних желаний. Времени было мало. Я написала сценарий и новые тексты за новогодние каникулы, а потом мы всего за месяц собрали команду, и успешно реализовали проект.
— Как появилось такое название “Пробуждение”?
— Спектакль посвящён духовному пробуждению человека. Мне хотелось рассказать о моём собственном пути к обретению спокойствия и смысла, помочь другим людям преодолеть жизненные невзгоды. Тексты к спектаклю — соединение моего духовного знания и жизненного опыта, моё переосмысление различных религиозных и философских учений. Мир переживает разные времена, и каждому человеку нужен чистый свет любви, пробуждающий к жизни.
— Тогда ты уже понимала, что пригласишь зрителей в космическое путешествие?
— Да, я хотела подарить всем возможность испытать настоящую невесомость от стремительной перемены атмосферы, музыкальных композиций и театральных сцен. А главное — стать частью этого полета фантазии, прикоснуться к неизведанным уголкам собственной вселенной, найти ответы на вопросы, звучащие в сердце. Все происходило в День космонавтики в чайном зале ресторана “Квартира №8” в Санкт-Петербурге. Очень атмосферное место, купол с панорамной крышей.
Спектакль — чистая эклектика. Тексты различных стихотворных размеров и стилей переплелись с разножанровой музыкой, перформансами и танцевальными номерами. Известный петербургский балет RDS под руководством режиссера-постановщика Ольги Даниловой-Павловой безупречно транслировал каждый текст через пластику тела. Зрители и мы на час мы попали в другую реальность.
— Я знаю, что ты сама придумала костюмы к представлению.
— Да, но придумать было не так трудно, как воплотить в жизнь. Танцовщицы были олицетворением человеческой души, в полупрозрачных сетчатых туниках, которые я расписала текстами из спектакля. Было очень интересно наблюдать, как девушки с интересом читали, какие именно строчки попали на их наряд, находя в этом послание и для себя. Несколько текстов даже стали настоящими образцами визуальной поэзии. Было увлекательно, но очень трудоемко.
— О чем в целом спектакль?
— В большей степени о преображении человека, изменении его представлений о жизни и о любви ко всему живому. О том, что у каждого свой путь и испытания. О том, что жизнь простая, если ее понять.
— Получается, поэзия — это непросто слова?
— Вначале было Слово, так сказано в Библии. Слова — это энергия, дающая силы жить или убивающая надежду. Поэзия подобна заклинаниям, она выстраивает слова в правильном порядке, создавая гармонию смысла и формы. Я часто использую звукопись. Произношение повторяющихся звуков способно погружать человека в особую атмосферу. Поэзия многогранна и непостижима, как и сама жизнь.
— Страдания и испытания, на твой взгляд — это одно и то же?
— Испытания и страдания — разные вещи: испытание — действие, а страдание — следствие. Все эмоции формируются внутри человека, его собственным сознанием. Каким бы трудным ни было испытание, только человек определяет, как ему реагировать на него, какие чувства испытывать и как долго. Чувствовать боль — это естественно, только реакция должна быть правильной. Допустим, когда человек обжигает руку, он тут же её отдёргивает, дует, мажет мазью, и через какое-то время рука уже не болит. Это правильная последовательность действий. А когда человек испытывает душевную боль, он часто не в состоянии “отдёрнуть руку”, и порой в течение длительного времени изводит себя мучениями. Мне бы так хотелось, чтобы люди научились осознанности и наслаждались счастьем от проживания каждого дня.
— В одной из рецензий на твой спектакль было написало: “Данное же действие уникально. Не то, чтобы поэты не трясли стихами со сцены. Такого мы видели много. Но здесь нечто другое. Здесь есть божественность”. С какими чувствами уходили зрители?
— Всё зависело от того, с какими чувствами они пришли. Кто-то плакал, находя себя в стихах, кто-то, наоборот, светился любовью. Многие были погружены в свой внутренний мир, переваривая услышанное. Мне кажется, спектакль получился терапевтическим, он отражает стадии принятия в психологии и похож на рецепт личного счастья — точнее, на инструкцию по преодолению сопротивления. А ещё время пролетело настолько незаметно, что позже, в одном из постов социальной сети, я назвала его спектаклем одного цикла дыхания. Мы начали на вдохе и закончили на выдохе.
— Какие у тебя планы впереди?
— Планов очень много. Во-первых, я написала книгу по спектаклю, хотя правильнее назвать её театральной программой. В ней поэтические тексты переплетены с прозаическими размышлениями о реальности и фотографиями с премьеры. Надеюсь, мне удастся выпустить её в печать в ближайшее время. Во-вторых, я планирую гастроли по России. Сейчас рассматриваю возможность показать спектакль в Москве и в южных городах. В-третьих, работаю над поэтическим аудиоальбомом. Ну и главная моя мечта — снять видеоспектакль, чтобы мое огромное счастье проникло в каждый кинотеатр нашей Родины.
— Можно попросить от тебя мудрое четверостишие из спектакля для наших читателей? Сейчас всё расцвело… Может быть про это?
— “Сердце расцветает от любви”
…От любви всесильная
Счастьем обрастаю
Жизнь она красивая
Жизнь она простая
Именно им заканчивается спектакль.
Фотографии из личного архива Ольги Князевой