Опрокидывая стереотипы
С 14 по 19 августа при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и “Петербург-концерта” на Новой сцене имени Вс. Мейерхольда Александринского театра пройдет XXV Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK. В его неординарной программе — премьерные показы и постановки, созданные специально к юбилейной дате. Современные хореографы предложат публике найти точку опоры и исследовать “хореографию отношений”, познакомиться с брейкинг-живописью и разобраться со своими внутренними фантомами.
Старейший в России международный фестиваль современного танца OPEN LOOK основали в 1999 году Вадим и Наталья Каспарова. За четверть века летняя танцевальная школа трансформировалась в крупнейший отечественный форум современного танца. Ежегодно фестиваль знакомит петербуржцев с главными трендами в современном танце и смежных дисциплинах (перформансе, кинотанце, мультимедиа), опрокидывая стереотипы и расширяя горизонты восприятия хореографического искусства.
Фестиваль откроется 15 августа спектаклем “Вместе поодиночке” в постановке известного московского хореографа, победителя фестиваля “Танцсоюз” Виктории Арчая (Компания современного танца Libertatem). Публику ждут чувственная хореография, виртуозное исполнение, пронзительная история об обретении баланса в неопределенных обстоятельствах. Каждый герой по-своему ищет точку опоры, проживая близость и одиночество.
Необычный жанр брейкинг-живописи представит петербургский танцхудожник Николай Владимиров (15 августа). Перформанс “Сейчас Навсегда” — это абстрактный экспрессионизм в танце, живопись действия и движения. В фойе Новой сцены автор в ритме ломаного танца будет рисовать своим телом на холсте в сопровождении живой музыки.
Московский хореограф Светлана Шуйская задается вопросом: “Могу ли я полюбить другого сильнее, чем себя?” (Независимая танцевальная компания “всем телом”). Перформанс “Терки” (16 августа) посвящен разным стадиям взаимоотношений мужчины и женщины. В его основу легли реальные истории людей, а вдохновением послужили громкие расставания Марины Абрамович и Улая, Джонни Деппа и Эмбер Херд, Брэда Питта и Анджелины Джоли. Танец-диалог то еле шепчет, то срывается на крик.
Новосибирский хореограф Андрей Короленко называет свой перформанс “Хрупкое” (16 августа) “хореографией отношений”. Можно сказать, что артисты “удерживают хрупкость этого мира на кончиках пальцев так долго как могут”. Автор исследует, как в движении выстраиваются связи между четырьмя танцовщиками, как возникает их общее тело. При этом зритель, его ожидания и эмоции становятся полноправными соавторами и участниками действия.
17 августа высказывание на близкую многим тему внутренних “фантомов”, мешающих человеку двигаться вперед, представит в спектакле Fantomus vulgaris известный екатеринбургский хореограф Александр Гурвич (Танцевальная компания “Окоем”). Кто они эти фантомы? Весь тот физический и эмоциональный опыт, который хранит наша память и услужливо вытаскивает на свет в тот момент, когда необходимо сделать шаг вперед.
С первых лет OPEN LOOK формировал взгляд в будущее — генерировал идеи, показывал ориентиры и перспективы, открывал широкой публике молодых талантливых хореографов и поддерживал их. В 2015 году таким открытием стала краснодарская танцевальная компания “Воздух”, а в 2020-м — самобытный хореограф Ксения Бурмистрова, начавшая свою профессиональную деятельность в этом коллективе. На нынешнем фестивале Ксения представит свою новую работу — моноперформанс “Все нормально” (17 августа), поставленный на участницу компании “Воздух” Любовь Перову. Телесное исследование честно вытаскивает на свет все сомнения, переживания и эмоции танцовщицы, помогающие ей спасать себя в новой действительности.
В этот же день Софья Валиуллина (Челябинск) представляет пособие по созданию успешного или не очень перформанса. Она придумала “Манифест к русскому перформансу” за 15 минут на борту самолёта авиакомпании "Победа", следовавшего по рейсу DP450 из Тюмени в Москву.
Знаковым событием станет премьера спектакля “Диалоги” легендарной Ольги Поны, лидера Челябинского театра современного танца и давнего друга фестиваля. Первый показ “Диалогов” состоится именно на OPEN LOOK (18 августа). Хореограф уверена: диалог — это не просто разговоры, это совместное творческое мышление, которое рождается из чуткого слушания и неподдельного желания понять другого и быть понятым. И пока танцовщики разговаривают телами, на экране бегут строчки текста, составленного из расписанного по репликам разговора, мыслей известных людей и философских размышлений Ольги Поны.
Впервые в фестивале примет участие Центр современной хореографии Надежды Кошкар (Минск, Беларусь). В спектакле “Локсар” (18 августа) хореограф размышляет на сложную тему — о диссоциативном расстройстве личности. Героине спектакля предстоит непростой выбор: принять или отторгнуть все личности, живущие внутри неё.
Опытные московские хореографы Виктория Янчевская и Александр Исаков (“ЯТеатр”) “споют” “Колыбельную для Маяковского”. Пластический спектакль исследует эмоционального состояния поэта, отправляя зрителя в путешествие в мир чувств, в котором Маяковский одновременно и “глыба”, и ранимый, сомневающийся человек (17 августа).
Татьяна Караванова, Рафаэль Тимербаков, Татьяна Грибанова (Кострома, Челябинск) танцуют спектакль о взаимоотношениях и взаимопонимании “Положись на меня” (19 августа). Одни и те же слова могут сказать одному человеку о любви, а другому о недоверии. Как выстраивать отношения, чтобы сохранять в них взаимопонимание? Как научиться слышать, именно то, что нам хотят донести?
Never born soul Евгении Глазуновой (Москва) погружает зрителя в мир веселой и абсурдной трагедии сквозь грустные глаза ускользающей реальности. В ней мир переворачивается вверх дном и нет времени адаптироваться, только терять разум разве что (19 августа).
В день закрытия фестиваля (19 августа) Театр современного танца “Каннон Данс” покажет программу премьер, созданных в сотрудничестве с зарубежными хореографами.
Спектакль “БАР.ОКО” талантливого венгерского хореографа Лоранда Захара словно существует на стыке эпох. Изысканный танцевальный рисунок, галантность жестов, горделивый характер поз, сдержанная чувственность гармонируют с необычайной красотой музыки барокко.
Продолжит вечер премьера танцевального спектакля “Бессердечность” созданного Лилит Акопян (Армения-Германия) специально для театра “Каннон Данс”. Источником вдохновения для хореографа послужили сочинения философа Ханны Арендт. Публике и танцовщикам предстоит вместе искать ответы на непростые вопросы. Что такое правда? Что есть обман? Почему ложь привлекательнее реальности, а лжец убедительнее правдивого человека? В качестве подарка юбилейному фестивалю в этот вечер Лилит Акопян исполнит соло Tué (хореография Марко Геке).
По традиции важной частью фестиваля станет насыщенная сопроводительная программа (лекции, мастер-классы, лаборатории, презентации, фотовыставка и др.). Ее центральное событие — Форум современного танца “Открытый взгляд” — соберет продюсеров, художественных руководителей и директоров театров танца, драматических театров, фестивалей современного танца и театрального искусства. На протяжении трех дней (17—19 августа) участники будут обсуждать вопросы управления и развития творческого коллектива, фестивального менеджмента, современные методы продвижения.
С подробностями программы можно ознакомиться на сайте open-look.ru и в социальных сетях фестиваля: vk.com/openlook и t.me/openlookfestival
Фотографии предоставлены PR-службой фестиваля OPEN LOOK