Первыми в город “прибудут” “Троянцы”
XXX Международный музыкальный фестиваль Мариинского театра “Звезды белых ночей” анонсирует программу небольшими порциями, таинственно умалчивая названия премьер. Так что на конец мая точно известны лишь “хедлайнеры” первых двух недель июня.
175-летие исторических гастролей Гектора Берлиоза в России Мариинский театр отметит исполнением “Троянцев”. Оперная дилогия “неистового романтика и смутьяна” прозвучит в Мариинке-2 1 июня. Пожалуй, только такой максималист, как Берлиоз, мог взять за основу “Энеиду” Вергилия.
Опера родилась на пересечении двух традиций. С одной стороны, это дань восхищения гению Кристофа Виллибальда Глюка и продолжение его произведений, навеянных Античностью. С другой стороны, “Троянцы” в пяти действиях, с хорами и балетами, — настоящая французская большая опера.
Опера “Троянцы”. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
В Мариинском театре “Троянцев” поставили только в XXI веке. Режиссёр и сценограф — Яннис Коккос. Основная деталь сценографии — гигантское зеркало, в котором отражаются грандиозные события оперы.
Главные партии исполняют Екатерина Семенчук (Дидона), Алексей Марков (Хореб), Михаил Векуа (Эней), Анна Маркарова (Кассандра), Юрий Воробьёв (Нарбал) и Анна Кикнадзе (Анна). Дирижирует оперным гигантом (Спектакль длится пять (!) часов.) Валерий Гергиев.
В Концертном зале Мариинского театра 1 июня прозвучит “Волшебная флейта” Моцарта на русском языке. Решение вполне оправданное: кроме музыкальных номеров в зингшпиле много диалогов, а разбираться в сюжетных перипетиях гораздо легче, понимая каждое слово.
Демократичность и камерная уютность мариинской “Волшебной флейты” в сочетании с высоким исполнительским мастерством придаёт постановке особое очарование. Певцы могут очутиться буквально на расстоянии вытянутой руки от публики, а зрители, даже самые маленькие, — оказаться в гуще событий прямо на сцене. В спектакле, показ которого приурочен ко Дню защиты детей, участвуют молодые солисты. Партию Царицы ночи исполнит Ольга Пудова.
6 июня прозвучит по-настоящему звёздный “Дон Карлос”. Ведь в этот вечер на сцену Мариинского-2 выйдут Хибла Герзмава (королева Елизавета), Ильдар Абдразаков (король Филипп II), Нажмиддин Мавлянов (инфант Карлос), Алексей Марков (Родриго), Екатерина Семенчук (принцесса Эболи). За дирижёрским пультом — Валерий Гергиев.
“Дон Карлос” — настоящая grand opéra опера: большие голоса, большие страсти, большие звуковые и временны́е объемы. Джузеппе Верди написал её для главной парижской сцены, по случаю Всемирной выставки 1867 года. Либретто на французском языке по поэме Фридриха Шиллера создавали опытные мастера большой оперы: сначала Жозеф Мери, а после его смерти — Камиль дю Локль, — в соответствии со стилистикой жанра, с развернутыми массовыми сценами, убийствами, мистикой и балетом. Для постановок на родине композитора “Дона Карлоса” перевели на итальянский и существенно сократили. В Мариинском театре идёт версия на итальянском языке — в четырех актах и продолжительностью в четыре часа.
7 июня на Новой сцене Мариинского театра дают одну из главных опер русского репертуара — “Пиковую даму” Чайковского. Драматургически безукоризненная опера-симфония сочетает позднеромантическую сверхэмоциональность, сочные жанровые картины и ностальгическую стилизацию музыки эпохи рококо.
В спектакле заняты Татьяна Павловская (Лиза), Михаил Векуа (Герман), Павел Янковский (Томский), Ариунбаатар Ганбаатар (Елецкий). Партию Графини поёт обладательница редкого по красоте голоса Ольга Бородина. Дирижирует Валерий Гергиев.
Дважды — 12 и 13 июня — на Исторической сцене Мариинского театра дают балет “Парк” Анжелена Прельжокажа. Французский хореограф поставил его для Парижской оперы в 1994 году. В репертуар труппы Мариинского театра спектакль вошел больше десятилетия назад.
Балет “Парк”. Фото Наташи разиной © Мариинский театр
Садовники в “Парке” Прельжокажа взращивают любовные пары и готовят главную героиню к первому свиданию, к высвобождению её сексуальности. Визуально спектакль отсылает к галантному веку: кринолины, камзолы, веера, вуали и фривольное любовное настроение... Музыкальное сопровождение составлено из музыки Моцарта и фонограммы из шумов, шорохов и шелеста.
Опера “Тристан и Изольда”. Фото Наташи Разиной © Мариинский театр
Самую метафизическую оперу Рихарда Вагнера “Тристан и Изольда” можно послушать на Новой сцене Мариинского театра 13 июня. Режиссёр Дмитрий Черняков смело переосмыслил старинную легенду, создав максимально кинематографичное пространство, которое максимально высвечивает психологическую составляющую сюжета. Космическую музыку Вагнера исполняет оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. 13 июня состоится два больших дебюта: Татьяна Павловская готовится спеть Изольду, а Екатерина Сергеева — Брангену.
Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра