Планы Мариинского театра
Театр оперы и балета подготовил для своих зрителей насыщенную программу до конца января.
Итальянская опера-серия “Идоменей”
Когда: 21 января в 19:00
Где: Концертный зал Мариинского театра
Возраст: 6+
В Мариинском после долгого перерыва исполнят одно из самых смелых и новаторских произведений Моцарта — оперу “Идоменей”.
С середины XX века началось возрождение такого жанра, как итальянская опера-серия (seria означает “серьёзная”). Слушателей переносят во времена, происходившие после Троянской войны; главный герой, царь Идоменей возвращаясь на родину, попадает в сильный шторм в море и обращается к Посейдону за помощью, обещая отдать в жертву первого, встреченного на суше. Опера-серия состоит в основном из вереницы арий и изредка вкрапленных ансамблей — Моцарт же превращает этот “концерт в костюмах” в ряд психологических портретов и драматических диалогов. Увертюра “Идоменея” — не просто помпезное вступление, а страстная поэма о противостоянии Рока и Жертвы.
В заглавной партии дебютирует тенор Александр Михайлов, а дирижировать приглашен музыкант из Вены — Саша Гётцель.
Главные партии в “Идоменее” поют также Анастасия Калагина (Илия), Наталья Евстафьева (Идамант), Жанна Домбровская (Электра).
“Мазепа” Чайковского с Романом Бурденко в титульной партии
Когда: 21 января в 19:00
Где: Мариинский-2
Возраст: 12+
Режиссер Илья Шлепянов и театральный художник Александр Константиновский создали эталон “большого стиля”, вполне соответствующий музыке этой оперы. На фоне обширной исторической панорамы с украинским национальным колоритом разворачивается драма о любви и предательстве.
В титульной роли дебютирует баритон Роман Бурденко.
“Тысяча и одна ночь”
Когда: 22 января в 19:00, 23 января в 14:00 и 19:30
Где: Мариинский-2
Возраст: 12+
К юбилею Фикрета Амирова в театре покажут балет, привезенный труппой из Владивостока.
Серия представлений балета будет показана по мотивам знаменитого сборника арабских и персидских сказок на музыку Амирова. Партитура, вдохновленная поездками композитора в Ирак, Иран, Турцию, Египет, Сирию, Марокко и знакомством с местными традициями, воссоздает подлинный колорит музыкальной культуры Ближнего Востока. В состав оркестра включен и традиционный азербайджанский струнный инструмент тар.
Основа пластического языка персонажей — неоклассика, а для точности передачи стилистики Востока с исполнителями проводил работу специалист по восточным танцам.
К солистам из Владивостока примкнут их молодые петербургские коллеги: Рената Шакирова, Екатерина Чебыкина и Никита Корнеев.
“Царская невеста” с Екатериной Семенчук
Когда: 25 января в 19:00, 26 января в 19:00
Где: Мариинский-2
Возраст: 12+
Впервые в этом сезоне Мариинский показывает “Царскую невесту” Римского-Корсакова.
Литературной основой для этой оперы стала одноименная драма Л. А. Мея. Премьера оперы при жизни композитора вызвала оживленную полемику и обвинения в измене “кучкизму”. Главной их причиной стал осуществленный композитором “ясный и откровенный поворот к пению”, а именно — к кантилене, мелодичности. Эта опера рассказывает о любви — горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны — время правления Ивана Грозного.
В спектаклях в партии Любаши выступают ведущие солистки театра Екатерина Семенчук и Юлия Маточкина. В партии Грязного — Эдем Умеров и Владислав Куприянов, Марфу поют Анна Денисова и Екатерина Гончарова.
BACH и DSCH: концерт солистов и оркестра Мариинского театра
Когда: 26 января в 19:00
Где: Концертный зал Мариинского театра
Возраст: 6+
Десятую симфонию Шостаковича и сочинения двух Бахов объединили в одной программе музыканты Мариинского театра.
Свою композиторскую деятельность Дмитрий Дмитриевич ведет как раз от великого полифониста эпохи барокко. Как и Бах, Шостакович использует музыкальную монограмму-подпись: именно в Десятой симфонии, которую причисляют к автобиографическим партитурам Шостаковича, активно повторяется мотив DSCH.
Наследие Баха будет представлено Тройным концертом с флейтой, скрипкой и клавесином. В паре с ним прозвучит сочинение второго из сыновей Баха — Карла Филиппа Эмануэля.
Сольные партии исполняют София Виланд (флейта), Христиан Артамонов (скрипка), Елена Серова (клавесин). Дирижирует Кристиан Кнапп.
Балет “Ленинградская симфония”
Когда: 27 января в 19:30
Где: Мариинский-2
Возраст: 6+
По традиции, 27 января, в день снятия блокады Ленинграда, в Мариинском театре показывают балет “Ленинградская симфония”, поставленный Игорем Бельским на музыку Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
Силы зла представляют условные Варвары. На конкретное место действия намекает силуэт башни со шпилем, данный в несколько штрихов на белом заднике-экране. “Ленинградская симфония” вывела на сцену поколение молодых артистов, с именами которых сегодня ассоциируется эпоха оттепели.
В партии Юноши выступали Юрий Соловьёв, Анатолий Нисневич, Олег Соколов, Александр Грибов; их Девушками были Алла Сизова, Калерия Федичева, Габриэла Комлева, Наталья Макарова.
В составах исполнителей — Владимир Шкляров и Елена Евсеева (“Барышня и хулиган”), Екатерина Чебыкина и Андрей Ермаков (“Ленинградская симфония”), Мей Нагахиса, Кимин Ким, Надежда Батоева, Ксандер Париш и Филипп Стёпин (“Concerto DSCH”).
“Мёртвые души”
Когда: 30 января в 19:00
Где: Мариинский-2
Возраст: 12+
Опера создана Родионом Константиновичем Щедриным, который не раз в своем творчестве вдохновлялся шедеврами русской литературной классики.
Это произведение занимает особое место в творчестве Щедрина: композитор впервые отважился самостоятельно составить либретто на основе литературного источника. Лирические ноты оперы сосредоточены в “дорожных” сценах, которые рефреном перемежаются с эпизодами-карикатурами. Мертвому композитор противопоставил живое; живыми сделал лица из народа — горюющую солдатку, бородатого мужика на обочине.
Режиссер спектакля Василий Бархатов разыгрывает историю неудачной аферы Чичикова, не привязывая ее к конкретной эпохе: зритель узнает реалии и крепостнической, и советской, и постсоветской России. Художник спектакля Зиновий Марголин придумал для постановки “Мертвых душ” ключевой визуальный символ — два громадных, неповоротливых колеса, тех самых, что до Москвы, если б случилось, доедут, а в Казань нет.
В главных партиях — Владимир Мороз (Чичиков), Анна Кикнадзе (Коробочка), Сергей Семишкур (Ноздрёв), Александр Тимченко (Манилов).
Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра