Сергей Сурин: “Пушкина можно читать по-разному, он понравится всем”

Сергей Сурин: “Пушкина можно читать по-разному, он понравится всем”

30 мая 2024

30 мая в 18:15 в Библиотеке им. А. И. Герцена пройдет лекция, которая будет посвящена 225-летию А. С. Пушкина “Узловые моменты судьбы Александра Сергеевича Пушкина в контексте золотого века русской культуры”. Встречу проведет Сергей Сурин, писатель, композитор, преподаватель. Мы уже успели пообщаться с Сергеем Владимировичем и не только узнать о том, что ждет слушателей, но и поговорить про стереотипы о Пушкине и узнать его мнение про информацию, которую дают в школах и показывают на больших экранах про поэта. 

— Сергей, расскажите, как началось ваше сотрудничество с Библиотекой им. А. И. Герцена?

В Библиотеке им. А. И. Герцена был сделан капитальный ремонт, после открытия в библиотеку потребовался новый лектор. Лектор, знающий свою тему, умный, артистичный, харизматичный, как вы понимаете, речь идет про меня. Это я, конечно, шучу. Если говорить серьезно, то я уже сотрудничал с Лермонтовкой: вёл в Центральной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова финал брейн-ринга “Нехрестоматийный Лермонтов’. Это уже мое третье соприкосновение с лермонтовской системой, надеюсь, что оно будет интересно и библиотеке, и мне, и конечно, людям, которые интересуются литературой и придут на встречу “Узловые моменты судьбы Александра Сергеевича Пушкина в контексте золотого века русской культуры”.

— 30 мая в 18:15 в Библиотеке им. А. И. Герцена пройдет лекция, которая будет посвящена 225-летию А. С. Пушкина “Узловые моменты судьбы Александра Сергеевича Пушкина в контексте золотого века русской культуры”. На чем будет сделан акцент?

— Я постараюсь рассказать о том, чего не знают читатели, либо о том, что они уже знают, но представляют в другом свете. Я буду говорить сначала о XVIII веке, потому что это был фундамент для появления золотого века. Мы часто забываем про то, что люди до Пушкина трудились и жили для того, чтобы мир узнал этого автора. Еще расскажу про судьбу Александра Сергеевича, буду останавливаться на узловых моментах, на самых эмоциональных всплесках в его судьбе. Поговорим про то, как это сопоставляется с русской историей, как это сопоставляется с золотым веком культуры, как все это развивалось.

— Как вам кажется, те произведения, которые есть в школьной программе, раскрывают ли в полной мере творчество Пушкина?

— Что касается школьной программы, я думаю, что тут дело не в количестве произведений. Хотя я бы брал для изучения “Евгения Онегина” и “Капитанскую дочку”... и все. Тут речь больше про учителей. Захотят ли они зажечь старшеклассников, которые сидят в смартфонах, и которые больше смотрят видео, нежели читают? Будет ли то, что скажет учитель, интереснее того, что в смартфоне? Если ответ на этот вопрос положительный, то тогда любой автор будет интересен. А если же ответ отрицательный, то тогда не важно, про какое произведение мы говорим, слушающий все равно будет смотреть лишь в экран. Школьный учитель должен сделать подвиг, и этот подвиг он должен делать на постоянной основе. К сожалению, такая невеселая ситуация — соревнование со смартфоном.

— Про Пушкина говорят, что он “наше всё”, почему же появилось такое утверждение, что думаете?

— “Наше всё” — это стереотип, который уже достаточно приелся. Мысль, что “Пушкин — наше всё” впервые высказал в 1859 году в своем сочинении “Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина” русский писатель Аполлон Александрович Григорьев. Когда Пушкин умер, прошло некоторое время и все попытались осознать, а что это было, что такое произошло, кто такой был Пушкин? Такой эмоциональный всплеск был у Аполлона Григорьева, который сказал “наше всё”, а что это значит? Пушкин — автор для всех, в отличие, например, от Евгения Абрамовича Баратынского, который все-таки ориентирован на интеллектуальное чтение. Пушкина можно читать по-разному, он понравится всем. Можно поверхностно, можно чуть глубже, можно очень глубоко. Он охватывал всё и всех, кроме этого, он понимал, что рукопись должна продаваться, она не должно быть слишком элитарной, но при этом должна подходить и для тех, кто очень тонко мыслит, и для тех, кто не хочет этого делать.

— Какая судьба у поэта в будущем, утратит ли он авторитетность или останется в нашей литературе на века?

— Конечно, Пушкин никуда не денется, это наше связывающее звено. Если его не будет, то я боюсь, что и нас не будет. Александр Сергеевич будет то более ясным, то менее ясным. Это зависит от того, как мы с вами будем его читать и трактовать, как мы о нем будем говорить.

Что же касается поэта, будет ли у нас в стране еще такой авторитетный поэт, каким был Пушкин и отчасти Лермонтов? Вряд ли. Я в это не очень верю.

— В 2025 году на большие экраны должна будет выйти картина “Пророк. История Александра Пушкина”. Как вы смотрите на то, что фильмы не всегда все соответствует действительности?

— Я с ужасом смотрю на то, что выйдет этот фильм. Я не верю, что он будет хорошим, но может быть я ошибусь. Дело не в том, что соответствует действительности, если вы читали Гераклита, то знаете, что нельзя в одну реку войти дважды. Любая попытка соответствовать той действительности будет очень глупой. Это невозможно. Вы не можете войти в реку, она уже другая. Вы можете сделать какую-то имитацию, но не действительность. Зачем тогда пытаться? Нужно делать что-то другое, если в вас есть то, что вы хотите сказать, если вы что-то понимаете, если у вас есть вкус, чувство юмора и художественное видение. Я бы вам предложил читать книги, а не смотреть фильмы. Например, скоро я представлю вниманию читателей свою книгу “Александр Пушкин: близкая эпоха”. В ней я пытаюсь воссоздать эпоху ощущения в потребности чтения, которое было в золотой век русской культуры.

— Лекция “Узловые моменты судьбы Александра Сергеевича Пушкина в контексте золотого века русской культуры” подойдет для неподготовленного слушателя или того, кто знаком с творчеством писателя только по школьной программе, фильмам?

Нет, готовиться не нужно, приходите неподготовленными. Это будет замечательно! Мы будем просто беседовать, я буду что-то рассказывать, рассчитывая на разную публику. Да, я буду говорить о каких-то фактах, но ключевое то, что мы вместе будем размышлять. Обязательно приходите 30 мая в 18:15 в Библиотеку им. А. И. Герцена на лекцию. Буду всех ждать!

Фотографии предоставлены пресс-службой МЦБС им. М. Ю. Лермонтова

Календарь событий

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30