Спа в сердце Сибири
Тюмень — это не только столица Сибири, один из самых комфортных для жизни российских городов и крупнейшее месторождение нефти и газа. Этот город также славится своими термальными источниками, а расположенный по соседству Тобольск, у которого Тюмень в XIX веке забрала столичный статус, запомнится своей древнерусской архитектурой и непростой судьбой. Мы проехали по маршруту между двумя главными сибирскими городами на обновленном Mitsubishi Pajero Sport и готовы поделиться своими впечатлениями.
Максим Федоров
Москва и Питер, конечно, усмехнутся их соседству с Тюменью в рейтинге самых комфортных для жизни российских городов. Но даже для тех, кто никогда не бывал в Сибири, Тюмень покажется если не городом мечты, то вполне светским и современным мегаполисом. Здесь есть не только тротуарная плитка (спасибо Сергею Семеновичу Собянину) и перемежающиеся со старинными двухэтажками новостройки, но и уютные общественные пространства, отличные рестораны, филармония, самый большой (!) в России драматический театр, музеи и даже с десяток термальных курортов! О последних нужно сказать отдельно, так как факт наличия в Тюмени подземных горячих источников за пределами региона пока широко не распиарен, и они (источники) остаются специалитетом для местных жителей и гостей из соседних городов. Но это дело времени — Губернатор тюменской области, Александр Моор уверен, что Тюмень может стать термальной столицей России. На память сразу приходят Нью-Васюки и межгалактический шахматный турнир, но, к счастью, это — не тот случай.
Год назад на окраине города была запущена вторая очередь крупнейшего в регионе авквапарка “ЛетоЛето”, где появилась спа-зона, включающая огромный открытый бассейн с горячей водой из расположенного на глубине 1,2 км термального источника, банный комплекс, ледяные купели, бассейн с “морской” водой и салоны для спа-процедур. Чтобы представить масштабы комплекса, знайте, что он может обслуживать до полутысячи посетителей одновременно. В будущем здесь планируется строительство третьей очереди: с сибирскими банями на дровах и спа-медикал-программами оздоровления организма. Если дело пойдет, то термальные источники могут стать для Тюмени новой нефтью — ведь по своему минеральному составу и целебным свойствам здешние горячие подземные воды превосходят аналоги из Италии, Франции, Болгарии или Чехии. А постоянная температура воды в 39—40 градусов позволяет использовать открытый бассейн круглый год даже в суровые сибирские морозы.
Рядом с комплексом “ЛетоЛето” расположен современный 4-звездочный отель, где можно отдохнуть в перерывах между посещениями спа, и крупнейший в Сибири аквапарк, где будет интересно как детям, так и взрослым. А вечером стоит прогуляться по четырехуровневой (!) набережной реки Тура, которая протекает поблизости, в сторону Моста влюбленных. Четырехкилометровый маршрут по гранитным и мраморным плитам оптимален, чтобы нагулять аппетит (утолить его можно в кафе 15/85 с роскошным панорамным видом на Туру) и сильно не устать. Вообще в плане прогулок Тюмень оптимальна — до любой точки города можно добраться на такси за 20—30 минут, а весь центр легко обойти пешком. Центр также хорош для гастрономических изысканий: любой электронный путеводитель посоветует вам посетить ресторан-музей “Чум”, чтобы под гитару и бардовские песни отведать строганины из муксуна, ассорти из дичи, сет таежных настоек и потрясающие десерты: сибирского мишку с жареной клюквой, черемуховый торт с мороженым из вороники или мерзлую бруснику с кедровыми орехами и сгущенкой.
Но искать в Тюмени какие-либо достопримечательности с историей — пустая трата времени. За ними нужно ехать в Тобольск. Первая сибирская столица, формально пробывшая в этом статусе всего одно столетие (а неформально являлась ею аж с 1590 года), сохранила внушительное культурное наследие, ради которого стоит проехать почти 300 км на северо-восток от Тюмени. Находясь на Сибирском тракте и являясь главным поставщиком золота и серебра для московского монетного двора, Тобольск долгое время был торговым, промышленным и культурным центром Сибири. Первая театральная постановка прошла здесь еще в 1705 году, а построенное в 1899 году деревянное здание театра являлось архитектурным шедевром, не имея аналогов ни в царской России, ни в СССР. К сожалению, здание это сгорело, хотя и не так давно — всего 30 лет назад. Но сам Тобольск горел неоднократно с момента своего основания, поэтому постоянно перестраивался, пока кремль и окружающие его постройки не обрели свой окончательный белокаменный облик.
Значительный вклад в создание ныне сохранившихся построек внесли пленные шведские солдаты, которых массово сгоняли в Сибирь в XVIII веке. Но не из-за них Тобольск получил печальную славу города для ссыльных. Первым сослали сюда… колокол! Его привезли из Углича, в “наказание” за то, что он своим звоном поднял народ на восстание после смерти младшего сына Ивана Грозного — царевича Дмитрия, и единственного законного наследника престола — Федора Иоанновича. В Тобольске также не по своей воле побывал Федор Достоевский, но самый известный его ссыльный — это Николай II, где он прожил со своим семейством и прислугой последние месяцы перед расстрелом. Сейчас пристанище последнего русского царя превращено в музей, где сохранилась уникальная коллекция предметов и фотографий того времени. Место, оставляющее тяжелый осадок в душе, но посетить его стоит обязательно, чтобы осознать масштаб чудовищного преступления, которое совершили в свое время большевики.
Ну а вообще на изучение Тобольска можно смело заложить пару дней, чтобы не спеша (а здесь и не хочется торопиться) заглянуть во все каменные закоулки его многовековой истории. Ну и людям верующим будет важно, что этот небольшой сибирский городок официально признан одним из главных духовных центров России, наравне с Москвой и Петербургом. Не случайно рядом с Тобольском планируется построить аэропорт, чтобы это место смогло привлечь еще больше туристов и паломников. Правда, когда это произойдет, город утратит частичку самого себя — неспешного, одухотворенного, где время словно замерло в ожидании нового чуда: когда Сибирь, а вместе с ней и вся Россия снова станут великими.
Зачем внедорожник в Сибири?
Вопрос, на первый взгляд, странный. Для людей, не бывавших в Сибири, или посещавших ее давно, он звучит примерно так же, как вопрос “зачем в Питере зонт?”. Но я задавал его себе, каждый километр, пройденный за рулем Mitsubishi Pajero Sport по дороге из Тюмени в Тобольск. В здешних местах большие внедорожники действительно попадаются непривычно часто. Но, как мне кажется, люди покупают их больше по инерции, чем от реальной необходимости иметь такой “трактор”. Федеральные трассы здесь закатаны в свежий асфальт, и постоянно обновляются, мало чем отличаясь от дорог в столичном регионе. И даже съезд с “федералки” не становится испытанием для машины: асфальт становится хуже, но не критично. А вот дискомфорт от жесткой подвески рамного внедорожника сопровождает вас всегда.
Обновленный Pajero Sport с педантичностью японского клерка считывает каждый стык дорожного полотна, а когда мы специально свернули с маршрута, чтобы проверить внедорожные возможности автомобиля, появилась другая проблема. Стоило чуть быстрее поехать по ухабистой грунтовке, как подвеска входила в резонанс, и машина начинала галопировать не хуже молодого жеребца. Недаром в свое время корейцы из Hyundai, освоившие лицензионный выпуск Pajero первого поколения, назвали свою модель Galloper. И даже недавний рестайлинг, в ходе которого японцы (специально по просьбам российских покупателей!) переделали переднюю подвеску, поставив новые амортизаторы, не особо исправил ситуацию.
Помимо некомфортной подвески владельцу Pajero Sport придется мириться с устаревшим интерьером, который хоть и обновился (появилась цифровая приборная панель, новый медиацентр с Apple CarPlay и Android Auto, а также несколько USB-зарядок), но по-прежнему выглядит так, словно мы на машине времени перенеслись в начало нулевых. Хотя, большинству покупателей это не принципиально. Ведь “МПС” у нас ценят совсем за другое: в первую очередь за надежность. А она, несмотря на перенос производства 181-сильной дизельной и 209-сильной бензиновой версии внедорожника из Таиланда на завод в Калужской области, хуже не стала. Стабильный спрос на эту модель также позволяет надеяться на ее долгую жизнь в России, и “крайний” рестайлинг наверняка не станет последним.