
Тадас Шимилев: “...здорово было бы наделить персонажей какого-нибудь произведения свободой воли”
15 мая на сцене “ЛОФТ” Театра на Васильевском пройдет спектакль “Квантовые сосиски доцента Юрского”. Режиссер постановки и один из главных героев, Тадас Шимилев, приоткрыл завесу тайны творческого процесса создания спектакля. Поговорили про специфику работы, про то, как пришла идея поставить такой материал на сцене театра, какая мысль в нем заложена, и конечно, не обошли стороной новые премьерные работы, которые готовятся на следующий сезон.
— Тадас, вы и актер в театре, и снимались в фильмах, в сериалах, и сценарист, и режиссер. Что все-таки вам нравится больше и как одно дополняет другое?
— В психологии есть такой феномен: “эффект Даннинга-Крюгера”. Заключается он в том, что низкоквалифицированные специалисты в какой-то области склонны переоценивать свою компетентность в ней, а эксперты — недооценивать. Например, если у меня какая-нибудь роль не получается, я довольно отчётливо это чувствую всегда. А вот при взгляде на плоды своих трудов в сферах творчества, где профессионалом я все-таки не являюсь, часто казалось: “Батюшки! Как быстро, легко и изящно я создал шедевр.” Хорошо, что рядом со мною всегда оказывались люди профессиональные, опытные и талантливые, которые деликатно обращали моё внимание на те груды ошибок, которые предстояло исправить. Так что люблю я, конечно, всё, чем занимаюсь, но все-таки я пока исключительно актёр, которому улыбнулась удача служить в театре, где тебя поддержат в попытке нащупать у себя и какие-то иные таланты и учиться, потихоньку, учиться, учиться.

— В Театре на Васильевском вы уже ставили спектакль. В 2019 году в афишу была добавлена постановка “Что случиЛОСЬ”, которая идет до сих пор. Этот спектакль рассчитан на публику 6+. Новая же ваша работа для молодежи 16+. Почему захотелось перейти на другую аудиторию?
— “Что случиЛОСЬ” — это сказка про девочку, переживающую развод родителей, так что она 6+ только потому, что с проблемами 18+ ты можешь столкнуться и в шесть. А с многомировой интерпретацией квантовой механики Эверетта, которую мы положили в основу “Квантовых сосисок”, многие взрослые зрители знакомы не сильно лучше, чем целевая аудитория сказки про лося. Мы в обеих постановках пытались просто поднять какие-то актуальные (как нам кажется) вопросы современности и постараться сделать так, чтоб поучаствовать с нами в поисках ответов было интересно зрителю любого возраста. Не знаю, насколько нам это удалось, но возрастные плашки — это точно просто бюрократия.
— А как появилась идея поставить новый спектакль? Это было предложение от театра?
— Мы просто как-то с Дашей Похило, в соавторстве с которой потом и написали пьесу эту, порассуждали в шутку, что здорово было бы наделить персонажей какого-нибудь произведения свободой воли. А то бывает очень грустно смотреть, не знаю, фильм по “Анне Карениной” или спектакль по “Грозе”, когда в школьные годы еще поймал жуть какой спойлер. А всё новые размышления всё новых режиссёров о причинах гибели (или прочих невзгод) подобных героинь и героев классики на данном этапе жизни немножко меня утомили. Ну какая причина смерти Катерины из “Грозы”? Гравитация. Захотелось попробовать придумать историю, в которой у зрителей будет шанс всё-таки уберечь персонажей от самих себя. Я как-то поделился этой идеей с главным режиссером нашего театра Русланом Нанавой, а он уже вдохновил нас с Дашей на более активные действия. И потихоньку, за пару-тройку месяцев, написали мы нашу историю. Хотя в процессе исследования темы выяснилось, что научного консенсуса в мире, по поводу того, существует ли в принципе свобода воли у человека — нет. Пугающе много аргументов у версии, что каждый из нас что-то вроде камня, который кинули куда-то, а он, в полёте, умудрился осознать себя. И он только тешит себя иллюзией, что лететь туда, куда его кинули — это его личное, независимое решение. Об этом спектакль, по большому счёту, и получился, наверное.
— Вы исполняете роль в своем же спектакле. Можете поделиться внутренним процессом работы. Как все успеть и совместить? Когда вы на сцене, кто следит за общей картиной, светом или выискивает недочеты?
— Ну, очень часто любой артист борется с желанием рассказать партнёру по спектаклю или киноработе, как он всё неправильно играет. А тут мне выпал редкий счастливый случай, когда у меня были такие полномочия. На самом деле, только на этапе выпуска постановки приходилось бегать между залом и сценой, а в остальное время форма коллективного, горизонтального творчества лишь увеличивала КПД. К тому же, на всех этапах работы иногда приходили представители худсовета и мы устраивали им черновые показы, под замечания. Так что этот спектакль — плод не диктатуры автора, а самой настоящей партиципаторной демократии.

— А почему спектакль получил такое название?
— У Эрвина Шрёдингера, в мысленном эксперименте, была та самая квантовая кошка. А в нашем мысленном эксперименте у доцента Юрского — квантовые сосиски. Потому что прежде, чем придумать кошку, нужно удостовериться, что ей будет что кушать.
— Зрителям отведена активная роль соучастников происходящего — голосованием они будут решать, какое действие совершить героям в тот или иной момент. Поделитесь секретом — существует ли свобода этого выбора на самом деле?
— Да, мы действительно никогда не знаем, какой спектакль предстоит сыграть сегодня, в этом вся прелесть. Конечно, вариантов развития событий не бесконечное множество, но какие-то сюжетные ветки каждый раз остаются не открытыми, а на то, какие “откроются” влияет исключительно зрительский выбор. Так что, если вы соскучились по голосованию с непредсказуемым результатом — добро пожаловать на нашу постановку.
— Тадас, в следующем сезоне у вас будут новые работы? Может быть уже есть даты премьер?
— Только что у нас состоялась премьера спектакля “Пушкин. Пир”, в постановке Романа Смирнова, по “Маленьким трагедиям”. Там мне доверили роль Дона Гуана. Также недавно состоялась премьера сериала “Крепкие орешки — 3”, где мне доверили роль продавца шаурмы, по имени Ашот. Следующий театральный сезон мы откроем “Борисом Годуновым”, в постановке Руслана Нанавы, а на экраны страны выйдут “Крепкие орешки — 4”, где у моего Ашота будет уже не просто кафе-шаверма, а целый ресторан. Так что ни в коем случае не пропустите, пожалуйста. Также мы с Дашей Похило, под научным руководством специалиста по когнитивным наукам из СПбГУ, начали выдумывать сценарий-пьесу для иммерсивного действа, которое будет посвящено распространённым ошибкам человеческого мышления. Мы взяли реальную историю нелепой гибели одного из лауреатов премии Дарвина и пробуем выдумать вселенную его жизни, чтоб зритель смог побывать на экскурсии в его голове, прогуляться по его искажённым и подлинным воспоминаниям. Пока мы на этапе штудирования книг Канемана, Сапольски, Саймонса и прочих мастодонтов области человеческого поведения и мышления, пытаемся сами разобраться — отчего разумные взрослые люди порой верят в абсолютнейшую чепуху? Мне кажется, что это один из самых социально значимых вопросов сегодняшнего дня. Как только допишем пьесу, представим её на строгий суд нашего художественного руководства. Если у нас получится что-нибудь дельное, возможно, и эта история увидит жизнь.
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра на Васильевском