Тимофей Караффа-Корбут: “В искусстве всё индивидуально: для кого-то — это радость, а для кого-то — боль”.
Известный российский художник Тимофея Караффа-Корбут создает свой вариант примитивизма, сознательно объединяя художественные формы детского рисунка, народного творчества и наскальной живописи.
Елена Остожьева
В нашей стране продвигает творчество художника и представляет его интересы молодая и амбициозная Kupol Gallery. В декабре в ней откроют персональную выставку Тимофея Караффа-Корбута, в преддверии которой мы побеседовали с художником и директором галереи Kupol Gallery Викторией Михопулу.
— Виктория, расскажите немного о себе и о галерее Kupol.
— Занимаюсь искусством более восьми лет, окончила исторический факультет МГУ, в ходе обучения впервые задумалась о том, что арт-бизнес — наиболее привлекательная для меня сфера. В 2018 стажировалась в русском департаменте Лондонского Christie’s, а по возвращении в Россию — в московском офисе Sotheby’s. С 2020 года являюсь директором Kupol Gallery, которая находится в арт-пространстве Cube.Moscow.
— Как родилось название галереи?
— С названием длинная история, тут и игра слов, и отсылка к французскому ресторану la coupole, который был местом встречи деятелей культуры.
— Существует ли некий условный кодекс чести и миссия галереи, по которым она существует?
— Нашей миссией является знакомство московской и российской аудитории с художниками, чьи работы представляют и культурную, и инвестиционную привлекательность. Имена наших художников известны как в России, так и на Западе. Многие из них работали с лучшими музейными институциями мира. А идея запуска арт-пространства родилась в момент работы с русско-британским художником Юрием Купером над открытием выставки “Сфумато” в Академии изящных искусств во Флоренции.
За этот год при поддержке Kupol Gallery удалось провести несколько музейных выставок Юрия Купера, среди них — “И камни проповедуют” в музейной галерее Храма Христа Спасителя в Москве и “Юрий Купер: мой театр” в Национальном музее Чеченской Республики. В пространстве Kupol Gallery прошли выставки Юрия Купера “Мыслимые объекты”, “Прорастая из поверхности”, а также персональные выставки Виктора Николаева, Владислава Провоторова и Юрия Ващенко.
— Галерея будет представлять творчество Тимофея Караффа-Корбута. Чем привлёк вас этот художник? Планируете ли его персональные выставки в ближайшее время?
— На данный момент мы работаем с художниками, чьи имена уже вошли в историю отечественного искусства, их работы хранятся в крупных частных и музейных собраниях, а также активно занимаемся поиском молодых художников в России и за рубежом.
Тимофей привлек своей самобытностью, творческим методом, который отличает его от других художников. Наша задача — показать совершенно новые работы автора. Сейчас мы в процессе подготовки персональной выставки Тимофея в Kupol Gallery в пространстве Cube.Moscow. Выставка запланирована на конец декабря. Пока что мы не будем раскрывать все карты, но я уверена, что у нас получится прекрасный новогодний проект.
— Тимофей, расскажите немного о себе и своей семье. Вы первый художник в роду или есть и другие творцы? Когда вы впервые задумались о том, чтобы стать художником?
— Я предпочитаю разделять творчество и личные вопросы. Всё, что нужно знать обо мне, есть в моих картинах. А самое удивительное, что я никогда не задумывался об этом, первая акварель была создана в 1,2 года.
— У вас академическое художественное образование. Но многие сегодня утверждают, что оно устарело. Согласны ли вы с этим?
— Да, вы правы, у меня высшее художественное образование: Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств (МЦХШ при РАХ), Глазуновка (РАЖВиЗ), оттуда я ушел в МГАХИ им. В. И. Сурикова, а после этого — прошел годовую программу в Институте проблем современного искусства (ИПСИ). Я считаю, что образование не может устареть. А вы? (Смеётся.)
— Есть ли у вас кумиры и художественные идеалы? И нужны ли они художнику?
— Мне нравятся многие, одного кумира определить не могу. Нужны ли? Пожалуй, это вопрос риторический (улыбается).
— Как-то Марат Гельман заметил, что “Современное искусство — это не лекарство, а боль”. Согласны ли вы с этим утверждением?
— К счастью или сожалению, я понятия не имею, о чем именно говорит Марат Гельман. В искусстве всё индивидуально: для кого-то — это радость, а для кого-то — боль.
— Насколько общество и то, что в нём происходит, влияет на вас и ваше творчество?
— На моё творчество никак это не влияет, я вне социума.
— Что это такое быть современным художником?
— Быть современным художником — значит заниматься самоопределением своего мировоззрения. Кто я есть сегодня? Сейчас не понятно, какая эпоха. Исчезло самоопределение. Сейчас современное искусство пытается понять и ответить на вопрос, кто мы сейчас? Идёт тот самый поиск понятия, кто есть человек. Поиск свободы, точнее обретение её. Ведь я ничего не контролирую в этой жизни — ни здоровье, ни политику, ни экономику. Я могу только контролировать свой холст.
— Что больше всего вы любите в профессии? Есть ли что, что вас в ней раздражает или даже бесит?
— В самой профессии ничего не раздражает. Иначе, я бы её не выбрал.
— Вы увлекались импрессионизмом и экспрессионизмом. Сейчас арт-критики говорят, что вы создали собственный вариант примитивизма. Каковы его главные принципы и постулаты? От чего пришлось отказаться, а что вывести на первый план?
— Не то, чтобы я увлекался только импрессионизмом и экспрессионизмом У меня были периоды увлечения и старыми мастерами, это был своего рода процесс изучения истории искусства. Когда я прошёл этот путь, то уже сформировался мой личный стиль, и, чтобы к этому стилю прийти, пришлось отказаться от всего. Всего, что не интересует меня и является временным.
Знаете, я не стремился отличаться от других, даже попытка этого может стать плагиатом. Поэтому, как я уже говорил ранее, я просто отказался от неинтересного для меня, отсёк лишнее.
— Как рождаются названия ваших работ?
— Конечно, есть названия, это как поэтическая форма, сначала рождается картина, а потом появляется название.
— Какие детские воспоминания и сновидения служат источником вдохновения? Это волшебные, веселые или страшные сновидения?
— Какие-то работы были сделаны по моим эскизам 1970-ых годов. Но этот этап пройден, а я не питаю какими-то воспоминаниями своё творчество.
— Где же вы черпаете вдохновение?
— Я — профессионал и просто работаю каждый день. То, чем я занимаюсь, находится на гране абстрактного и фигуративного искусства.
— Что вас больше стимулирует: успех или неудача?
— Успех, конечно же.
— Что есть успех?
— Успех — это возможность заниматься своим делом и своей жизнью. Художник должен быть голодным, но обязан быть богатым.
— Насколько вы честолюбивы?
— А кто не грешен, тем более что это часть нашей профессии.
— Расскажите немного о вашей кураторской работе и выставочном объединение Artpogost. Когда ждать новых выставочных проектов?
— В 2006 году я основал проект Artraum. Он возник на базе моей мастерской в Хохловском переулке, и его основной миссией было создание независимого, некоммерческого, рабочего и выставочного пространства для молодых художников.
В 2009-2010 проект Artraum проводил квартирные выставки уже на Тверской, в том числе экспозицию “Венский Антураж” при поддержке Министерства Культуры и Образования Австрии, а также принимал участие в проекте Арт-Резиденция, организуя выставки на фестивалях extension.art и No Translations, на Российско-армянском фестивале и фестивале “Круги Руин” и международную выставку Nodel Moscow, а также проекты на других независимых площадках.
А в 2019 году я стал соорганизатором проекта Artpogost — который открылся выставкой “несколько слов о космосе” Арсения Жиляева под кураторством Екатерины Гусевой в пространстве библиотеки Творческой усадьбы “Гуслица”. С тех пор мы регулярно делаем персональные проекты разных авторов в разных местах, ближайшая будет в конце декабря. Следите за анонсами.
— Как началось ваше сотрудничество с галерей Kupol? Что за выставку вы готовите в галерее в декабре?
— Сотрудничество началось с проекта в Государственном геологическом музее им. В. И. Вернадского, на данный момент мы работаем над новой выставкой в пространстве Kupol Gallery, которая откроется в конце декабря. Пока ничего не хочу об этом рассказывать, пусть это останется нашим рождественским сюрпризом. Мы готовы удивлять. Главное, чтобы зритель был готов удивляться!
Фотографии предоставлены PR-службой Kupol Gallery и взяты из официального аккаунта художника в Facebook