Тимур Кулов: “Мне кажется, что театр — это про причастность”
На малой сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева состоится премьера спектакля “Нос” по произведению Николая Гоголя в постановке Тимура Кулова. Режиссер спектакля рассказал, как проходит работа над материалом, что ждет зрителей на показе, и как можно воспринимать театр сегодня.
— Тимур, ты окончил Казанское театральное училище по специальности “Актер театра и кино”, а потом Театральный институт им. Б. В. Щукина по специальности “Режиссер драматического театра”. Почему решил переквалифицироваться?
Когда я учился на актерском, то уже понимал, что режиссура мне ближе и интереснее. Мне нравится смотреть на историю сверху, а не изнутри. Я думаю, что в моем случае, актерство — это некий путь познания театра.
— Тебе сейчас помогают актерские навыки?
— Конечно, ты знаешь природу взаимоотношений на сцене, понимаешь, как актеры должны себя повести. Понятно, что я говорю только про свой бэкграунд, мне это помогает.
— А ты ребятам простраиваешь ситуации или даешь задачу, а они ее сами проживают?
— Стараюсь давать ситуации, но бывают случаи, когда нужно чуть-чуть показать направление.
— Основная твоя работа проходит в Буинском государственном драматическом театре, а как сошлись с ТЮЗом им. А. А. Брянцева?
— В прошлом году я принимал участие в фестивале ТЮЗа “Радуга”, ставил спектакль, после этого все закрутилось. Мы общались со Светланой Васильевной (руководитель театра — прим. редакции), обсуждали материал, который можно было бы поставить.
— А как была выбрана повесть Н. В. Гоголя “Нос”?
— Мы предлагали друг другу темы, думали, что будет лучше для репертуара. “Нос” появился интуитивно, у меня обычно так и происходит. Я понимаю, отзывается или не отзывается текст. Здесь я поймал импульс, хотя эту повесть я не читал в школе и познакомился с ней только год назад. Мне кажется, что и часть наших зрителей придет, не зная сюжета.
В этом тексте же не только абсурд есть, здесь вся проблема кроется в людях, да и в целом, мне кажется, что сейчас нужно говорить про человека и о человеке. Мне хочется развернуть гротескных персонажей лицом к зрителям. У Гоголя сделано все широкими мазками, поэтому мы с артистами сами додумываем их образы. Я писал и продолжаю писать инсценировку повести, мне хочется свести всех персонажей к общему знаменателю, чтобы они не пропадали. А еще хочется понять, почему они все несчастные, несмотря на то что каждый по-своему забавный.
— От чего они несчастны?
— А черт его знает. В этом и вся суть. Они все иррациональны и хотят быть счастливыми, а все у них идет не так, поэтому они одиноки и несчастны.
© Татьяна Никишкина
— Как будет показан нос? Что придумали для этого героя?
— Мы отказались от всех этих бутафорских идей, оживших носов. Во вселенной Marvel же может быть человек-паук, а во вселенной Гоголя может быть отделившийся нос.
— Спектакль будет идти немного больше часа без антракта, как ты уместил классический текст в это время?
— Если бы говорили про “Анну Каренину”, то это одно дело, повесть же читается очень быстро. Эта местами лаконичная история, хотя если в нее углубляться, то да, про каждого героя можно рассказывать по часу. Я подмечал детали, которые точно должны быть озвучены и показаны.
— Тимур, а как ты актеров подбирал, проводил кастинг?
— Я обычно не занимаюсь кастингом в репертуарных театрах. Я посмотрел сайт, чтобы понять, какие мне нужны типажи, понятно, что это пальцем в небо, но все же. Потом я общался с труппой, с директором, говорил свои предложения, а они свои. У нас подобрался хороший состав, все артисты, которых я хотел видеть в спектакле, в нем участвуют. Как только мы все утвердили, провели читку, хотя времени у нас, конечно, не много…
— А сколько времени у вас на реализацию постановки?
— Мы начали работу в начале марта, 16 апреля уже состоится премьера спектакля, получается, что полтора месяца будет идти наша подготовка. Иногда ты можешь ставить 6 месяцев спектакль и что-то не срастается, а иногда за это же время, ты можешь поставить что-то бомбическое. Главное, чтобы история четко сочинилась у тебя в голове, потом проникла в голову артистам. Другое дело, что должно быть точное попадание с артистами, у нас так и случилось.
— Какой посыл закладываешь в спектакль?
— Мне кажется, что театр — это про причастность. К нам приходит зритель после работы, который нашел на это время, почему-то купил билеты на гоголевское произведение, значит, его что-то с этим связывает. Он пришел, и он должен почувствовать, что он не один в своих страхах, в своих фобиях, в своих непониманиях того, что сейчас происходит в мире. Главный посыл — ты не один! Если ты боишься, давай вместе бояться, если ты смеешься, давай вместе смеяться. Мне кажется, что театр должен быть сейчас про такую причастность. Это не та история, когда занавес закроется и ты что-то резко осознаешь для себя.
— Тимур, чем будешь дальше заниматься? Какие планы до конца сезона?
— Поеду в Абакан, там буду ставить спектакль по произведению японского автора Кобо Абэ “Друзья”, очень занятый материал. Потом в планах поработать в Томске и Буинском театре. Достаточно плотный график получается.