Три ретроспективы
Музей искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков открыл персональные выставки трёх удивительных современных художников — Виктора Борисова, Кирилла Гущина и Олега Жогина.
Экспозиция “В движении” приурочена к 65-летию петербургского художника Виктора Борисова, основателя объединения “Вертикаль”. Выставлены живописные работы, отражающие многомерность его таланта, широту творческих интересов и особенности художественных приёмов. Борисов исследует современность, интерпретируя её в динамичном художественно-поэтическом ключе. Похоже, он пишет свою историю, отдельные эпизоды которой создают циклы, апеллирующие к чувствам и эмоциям.
В работах, посвящённых непосредственному детскому восприятию мира, художник — тонкий лирик, оперирующий ненавязчивыми цветовыми обертонами. Таковы “Дыхание простора”, “Раздумья” и “Следы времени”. “Музыкальные серии” мастера — это красочные вариации музыкальных образов, их изменений, столкновений и взаимопереходов. Джаз и скрипичные соло выполнены в плакатной трёхцветной гамме (“Петроджаз”, “Скрипка пела”, “Скрипка стонала”). А “Музыка грусти и надежд” написана серо-голубыми пастозными мазками.
На экспозиции “Свет тишины” представлены живопись и графика Кирилла Гущина. Этот известный живописец, график, преподаватель Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной был и остаётся одной из знаковых фигур ленинградской художественной среды второй половины XX века.
Серии произведений, созданных в 1960-е — 2000-е годы, связаны с событиями личной жизни художника и его многочисленными путешествиями по стране: среднеазиатские мотивы, пейзажи среднерусской полосы и Русского Севера с изображением памятников древнерусской архитектуры, сцены деревенского быта и народных промыслов, романтические виды Северной столицы. Для каждой серии автор находит отдельное колористическое решение.
Работы из цикла “Среднеазиатские мотивы” отличаются яркими локальными цветами, с помощью которых выписаны фигуры людей, расписные одежды, сочная зелень весенней степи и тёплый свет южного солнца.
Произведения серии “Мотивы Суздаля” напоминают фрески и по цветовому решению, и по композиции. Рука мастера объединяет в единый чувственный и умиротворяющий образ дома и храмы старого города с памятниками древнерусской архитектуры.
Романтичный характер Петербурга Гущин передаёт с помощью особой цветовой палитры. Временами она похожа на средневековые витражи, сквозь которые пробиваются солнечные лучи, озаряя безлюдные улицы и застывшую водную гладь, в которой отражаются знаменитые архитектурные шедевры.
Ретроспективная выставка “Метаморфозы” посвящена творчеству известного петербургского скульптора, представителя неформального творческого объединения “Озерки — деревня художников” Олега Жогина. Жогин — художник разносторонних взглядов, успешно работающий и с деревом, и с отработанным металлом, и пластиком. Его в равной степени интересуют фигуративные и абстрактные формы. Мастер создаёт множество необычных объектов, которые собраны из знакомых предметов и наделены философскими смыслами.
Творческий метод художника непрерывно развивается и видоизменяется. Самые ранние из представленных работ выполнены из шамота в реалистической манере и повествуют о простых общечеловеческих вещах: семья, любовь, дружба, встречи и прощания. В 1989 году Жогин обратился к непривычному для русской скульптуры способу коллажирования металлических форм. Тогда же впервые появилась в его творчестве тема метаморфоз (преобразований) обыденных предметов, утративших первоначальное назначение.
Целое десятилетие Жогин посвятил “мебельной теме”. Он проектировал пространство для человека внутри скульптуры, как будто желая защитить его от внешних негативных влияний. Так на свет появилась серия деревянной “скульптомебели”.
В последние годы Жогин сосредоточился на экспериментах с современными материалами, в частности, с пластмассой. Он создаёт композиции на самые разные темы — от аллюзий на античные сюжеты до абстрактных построений, смело комбинируя фрагменты пластмассовых трубок, насыщая их цветом, придавая им нужную форму.
Есть среди работ Жогина тонко и точно смоделированные “контурные” работы в металле. В них используется отражающая способность материала, позволяющая объединить предмет и окружающую среду, а при определённом освещении почти растворить его в воздухе.
Выставки открыты до 25 сентября.
Изображение предоставлены PR-службой Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков