У каждого стула свой голос
В этом убеждены создатели масштабной выставки “Стул’Я. История стула в 12½ главах” в музее-заповеднике “Коломенское”. Вниманию публики представлено более сотни предметов: мебель, живопись, графика и театральная бутафория, комиксы Даниила Еремина и звуковая инсталляция Ольги Бочихиной.
Первый масштабный проект в обновлённом выставочном зале “Атриум” посвящён эволюции образа одного из самых прозаичных предметов повседневной жизни — стула. С одной стороны, стул — неотъемлемая часть быта и обычный предмет меблировки. С другой стороны, как только стул привлекает внимание театрального реквизитора или дизайнера, стул превращается в особый предмет. Художник, скульптор и перформер вкладывают в образ стула собственное метафизическое и эстетическое значение. Ну а музыкант может использовать стул буквально как музыкальный инструмент.
Название экспозиции отсылает к постмодернистскому роману Джулиана Барнса “История мира в 10½ главах”. Каждая её глава — раздел — посвящена истории, а также бытовым и художественным “талантам” стула.
Раздел “Стулья и кресла из исторических интерьеров” предлагает погрузиться в разные исторические эпохи, внимательно рассмотреть средневековые палаты и гостиную, заглянуть на бал и понаблюдать за карточной игрой. Главные герои здесь — стулья, предметы интерьера и всевозможные аксессуары конца XVII — начала XX века из собрания музея-заповедника “Коломенское”.
Живопись, графика и скульптура из собрания Московского музея современного искусства (ММОМА) раскрывает образ стула в пластических искусствах. Выставлены произведения Радия Матюшина, Павла Шимеса, Валерия Мишина, Ксении Нечитайло, Михаила Шемякина, Евгения Рухина, Евгения Зевина, Геннадия Воронова, Семёна Агроскина.
Макеты театральных декораций выдающихся художников-сценографов Валерия Левенталя и Сергея Бархина, предоставленные Государственным центральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина, а также бутафорию к балету “Дон Кихот” и опере “Борис Годунов” из Музея Большого театра можно увидеть в разделе “Стул в качестве театральной бутафории”.
Ксения Нечитайло. Стулья. 2013. Собрание Московского музея современного искусства; Марианна Романовская. Ребенок. Из серии “Когда люди спят”. 1976. Собрание Московского музея современного искусства; Павел Шимес. Разговор. 1970-е. Собрание Московского музея современного искусства; Михаил Шемякин. Сидящая фигура. 1986. Собрание Московского музея современного искусства
Раздел “Стул в музыке и литературе” посвящён тому, что писали о стульях Николай Гоголь, Герман Гессе, Илья Ильф и Евгений Петров и Иосиф Бродский.
Композитор и исследователь музыки Ольга Бочихина изучила “голоса” разных стульев и специально для проекта создала звуковую инсталляцию, состоящую из скрипов, стуков, шелеста, свистов, производимых стульями. Помогал записывать партитуру Центр электроакустической музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского.
В параллельную программу к выставке вошли кураторские экскурсии, лекции и показы спектакля по пьесе Эжена Ионеско “С.Т.У.Л.Ь.Я” (создан совместно с художественным объединением “Эскизы в пространстве”; в главных ролях Ира Михейшина и Даня Романов).
Фотографии предоставлены пресс-службой МГОМЗ “Коломенское — Измайлово”