“Взгляд на Восток” на фестивале “Балтийский дом”
“Цвет Лавани”

“Взгляд на Восток” на фестивале “Балтийский дом”

6 октября 2023
Когда:
6 октября 2023 - 18 октября 2023

Один из крупнейших театральных форумов России — Международный театральный фестиваль “Балтийский дом” — в этом году пройдет под девизом “Взгляд на Восток”.

XXXIII Международный фестиваль “Балтийский дом” пройдет с 6 по 18 октября. Его программа поможет взглянуть на театр Востока более пристально, как на театр, с которым нас многое объединяет и у которого есть чему поучиться. Это театр яркий, профессиональный, обладающий немалым количеством известных имен. В фокусе: театральное искусство Индии, Ирана и Китая, интерпретация российскими театрами восточной театральной практики, а также особый колорит национальных театров республик страны.

Один из главных героев фестиваля — современный индийский театр. Театральная лаборатория “Адишакхти” (Пудучерри, Индия) покажет спектакль Нимми Рапхель “Бали”, в основе которого лежит отрывок из индийского эпоса “Рамаяна”. Парафраз событий, которые спровоцировали сражение между Бали — правителем Кишкиндхи, и Рамой — царем Айодхьи, и в конечном итоге к смерти Бали.

Театральная компания “Синематограф” (Мумбаи, Индия) привезет в Северную столицу спектакль крупнейшего театрального режиссера Индии Раджата Капура “Ничего похожего на Лира”. Раджат Капур славится на родине уникальной способностью находить смешное даже в трагическом. Он не раз обращался к шекспировским трагедиям, используя клоунов в качестве стилистического приема. В этой же стилистике решен и шекспировский “Лир”.

Компания “B SPOT Productions” (Мумбаи, Индия) играет “Цвет Лавани” в инсценировке и постановке Бхушана Коргаонкара. Лавани — самый известный фольклорный танец штата Махараштра. Он завоевал популярность благодаря вовлечению публику в само представление, а также благодаря открытому выражению чувственной страсти.

Зрители фестиваля смогут познакомиться и с современным иранским театром, также обращающимся к народным сказаниям и мифологическим мотивам. В основе спектакля Тегеранского университета “Речь Гурдофарид” (Иран) — текст “Книги царей” (“Шах-наме”) персидского поэта Фирдоуси, собравшего в своей поэме устный иранский фольклор. Режиссер Рахмат Амини — специалист по ритуальному театру. Этот театр создается при помощи актеров, музыки и хора, следуя традиции национального икусства Ирана.

Интересный аспект фестивальной программы — осмысление литературных произведений Востока в российских театрах. Откроет фестиваль российский взгляд на роман выдающегося современного китайского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня — спектакль Никиты Кобелева “Лягушки” Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина — филиала Национального драматического театра России (Александринского театра). Действие спектакля происходит в уезде Гаоми провинции Шаньдун, причем на протяжении более чем пятидесяти лет — с 1950-х до начала XXI века. Спектакль, посвященный трагедии китайского народа — насильственному ограничению рождаемости в 1970-е — 1980-е годы, помогает и прикоснуться к недавней истории одной из крупнейших мировых цивилизаций, и лучше понять китайскую литературу наших дней.

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина везет в Петербург постановку Алексея Золотовицкого “Стражи Тадж-Махала”. К индийскому средневековому мифу о создании великолепной мечети обратился современный драматург Раджив Джозеф. На страже строящегося дворца стоят два друга детства, сирота из трущоб и сын военачальника. В их смешных и абсурдных разговорах раскрывается глубокий и противоречивый мир, полный сомнений, страхов и прекрасных фантазий о будущем. Они еще не знают, какие внезапные испытания готовит им судьба.

Государственный театр коренных малочисленных народов Севера (Якутск, Якутия) покажет спектакль Сергея Потапова “В чаще” по рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагавы. Правда, место действия перенесено в края, где исконно обитают чукчи.

Помимо постановок, созданных на основе авторских литературных произведений, в программу фестиваля включены спектакли, в которых значимую роль играет народный эпос. Национальные театры республик России отражают культурную самобытность и этническую идентичность ее народов, позволяют зрителю осмыслить национальное искусство не изолированно, а в контексте традиций различных театральных культур. Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Элиста, Калмыкия) представит постановку заслуженного деятеля искусств России и Республики Калмыкия Бориса Манджиева “Араш” — спектакль-реквием, в котором через историю одной простой семьи воспроизведена трагедия всего калмыцкого народа. Наряду с реальными историческими деятелями XX века на сцену выходят герои калмыцкого эпоса.

Государственный бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ) представит спектакль Олега Юмова “Лес/Ой” в двух частях: “Лес. Начало/Ой. Эхин” и “Лес. Продолжение/Ой. Тугэсхэл”. Хрестоматийная пьеса А. Н. Островского “Лес” зазвучит по-новому. Это первая в истории постановка — языковой микс на бурятском, русском и монгольском языках.

Размышление о ценности человеческой жизни, о судьбах людей, попавших в водоворот истории, занимает важное место в фестивальной программе. Спектакль “Пачупки” Евгения Корняга (Республиканский театр белорусской драматургии, Минск) рассказывает о рождении человека. “Пачупки” написаны режиссером совместно с Катей Аверковой. Имя Евгения Корняга уже знакомо российской публике. “Пачупки” это финальный спектакль трилогии, вторую часть которого — “Шлюб з ветрам” — зрители тепло приняли на фестивале в 2021 году. Эта постановка — настоящее погружение в белорусскую культуру и песенный фольклор; спектакль-размышление на тему появления на свет ребенка.

Спектакль Олега Липовецкого “Моня Цацкес — знаменосец” (Московский еврейский театр “Шалом”) по повести израильского писателя, уроженца Белоруссии Эфраима Севелы — это настоящий игровой театр, разрушающий границы и условность театрального искусства. Он рассказывает о становлении человека и умении жить вопреки любым обстоятельствам. Эфраим Севела рассказал историю молодого литовского еврея, призванного в советскую армию. Четыре года войны описаны глазами смелого и одновременно ироничного молодого человека. Спектакль воспевает ценность жизни и ее главные основы — любовь, дружбу и веру в себя с таким вдохновением, что сомнений просто не остается: любой человек с рождения наделен внутренней силой, и важно лишь не бояться проявить ее.

В рамках программы “Взгляд в будущее” состоятся показы спектаклей ведущих театральных вузов России — ГИТИСа, ВГИКа и РГИСИ.

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра-фестиваля “Балтийский дом”

Календарь событий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5